Смольный
Смольный — символ
Санкт-Петербурга — колыбель социалистической революции. Это историческое
здание на берегу Невы хорошо известно не только россиянам, но и далеко за
рубежами страны.
Здесь готовилась победа октябрьского восстания, здесь
впервые было поднято над миром знамя социалистической революции. Отсюда шли по
стране ленинские декреты — первые декреты Советской власти, поднимавшие к
сознательному творчеству новой жизни многомиллионные массы рабочих и крестьян
России.
На портике главного входа в здание установлены две
мемориальные бронзовые доски. Одна из них напоминает, что в Смольном в дни
октябрьской социалистической революции помещался штаб вооруженного восстания,
что из Смольного В. И. Ленин непосредственно руководил вооруженным
восстанием. Надпись на другой бронзовой доске говорит, что в Смольном 25—26
октября (7—8 ноября) 1917 года заседал исторический II Всероссийский съезд
Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, создавший Советское
правительство первого в мире государства пролетарской диктатуры во главе с В. И.
Лениным. Смольный с момента завоевания диктатуры пролетариата по март 1918 года
являлся боевым центром, откуда В. И. Ленин осуществлял партийное и советское
руководство первым в мире пролетарским государством.
Место, на котором высится здание Смольного, было обжито
издревле. Уже в 1500 году здесь стояли домики посада Спасовщина. После захвата
невских берегов шведы уничтожили это селение и построили тут укрепление,
которое русские люди именовали «Спасским шанцем».
Название Смольный происходит от Смольного двора, который
был сооружен на этом месте вскоре после начала строительства Петербурга. В
Смольном дворе — одном из многих подсобных помещений Адмиралтейской верфи —
хранилась смола, «приготовленная про весь корабельный флот». Прибрежное
местоположение Смольного двора облегчало доставку смолы к Адмиралтейству, но
вскоре, в 1723 году, Смольный двор решено было перенести, так как место
потребовалось «для нового строения конной гвардии светлиц». На этом же участке
(сохранившем старое название) были возведены не только конногвардейские казармы,
но и загородный дворец—летняя резиденция царицы Елизаветы Петровны. В 1744 году
пожар уничтожил главный корпус дворца, и Елизавета, в это время уже императрица,
решила на его месте устроить женский монастырь, имея в виду в будущем замаливать
там свои грехи.
В 1748 году начались строительные работы. Здание
возводилось по проекту зодчего В. В. Растрелли — непревзойденного мастера
архитектурного стиля барокко, характерного пышной декоративностью,
многообразием причудливых украшений, яркостью красок и нередко обилием
позолоты.
Смольный монастырь был задуман В. В. Растрелли как
величественный ансамбль. Собор сооружен в центре монастырского двора, по
периметру которого раскинулось здание с эффектными застекленными арками по
фасаду второго этажа. Постройка замкнута фигурной оградой с часовенками,
напоминающими угловые башни древнерусских крепостей. Выразительна многокупольная
композиция собора, плавно вздымающаяся на семидесятиметровую высоту.
Первоначально зодчий предполагал возле собора соорудить и колокольню высотой 140
метров, но от этого замысла пришлось отказаться, так как слишком велики были
расходы.
Работы велись с размахом — на берегу Невы несколько выше
строительной площадки соорудили кирпичные заводы, к которым прикрепляли целые
деревни и выделяли солдатские команды для заготовки в каменоломнях ценных пород
камня. Чугунную черепицу для монастырской кровли отливали на тульских и
сибирских заводах. Денег в казне не хватало. и строительство затянулось до 1764
года. Взошедшая на престол Екатерина II издала указ об учреждении в еще
недостроенном тогда здании Смольного монастыря «воспитательного общества
благородных ЛШЩ». Это было государственное учебное заведение для дворянских
дочерей: наиболее знатные выпускницы зачислялись фрейлинами «ко двору ее
императорского величества».
Рядом со зданием «воспитательного общества» на территории
«мастерового двора» решили построить «Вдовий дом» — общежитие для престарелых и
обедневших вдов придворных и военных чиновников. Строительство этой
богадельни поручили зодчему Дж. Кваренги. Выдающийся мастер
классицизма в архитектуре, сторонник ясных форм и четких пропорций Дж. Кваренги
вместе с тем восхищался гением Растрелли. Сохранилось предание о том, что
Кваренги, проходя мимо выстроенного Растрелли собора, в знак уважения снимал
шляпу.
Строительные работы по сооружению «Вдовьего дома»
(1805—1809 года)| поглотили колоссальные суммы. Достаточно сказать, что
ассигнованных по смете 705 507 рублей далеко не хватило на покрытие расходов,
хотя оплата труда рабочих была предельно низкой: столяр получал за
многочасовой рабочий день 12 с половиной копеек, плотник — 10, а подсобный
рабочий — 8 копеек. Возведенное по проекту Дж. Кваренги здание принадлежит к
лучшим образцам русского классицизма в архитектуре. Двухсотметровый фасад почти
лишен декоративного убранства: центральная часть украшена аркадами главного
подъезда, несущими на себе восьмиколонный портик, увенчанный строгим фронтоном;
сильно выступающие крылья корпуса и дугообразная в плане ограда образуют
парадный двор. Еще более строго внутреннее в убранство. Особое внимание
уделено архитектурному решению актового зала: обширное помещение, занимающее
второй и третий этажи южного крыла здания, украшено торжественной колоннадой,
сдержанным по оформлению лепным фризом и строго стилизованными светильниками.
Соседнее со Смольным старинное монастырское здание
сохранилось без изменений (если не считать частичных достроек, проведенных
архитектором В. П. Стасовым в 1831—1835 годах.
Величавое здание Смольного находится под охраной
государства как один из ценнейших исторических и архитектурных памятников.
В наши дни в стенах Смольного заседает правительство
Санкт-Петербурга, во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко. Недалеко находится
широко известный 5-ти звездный
отель Эмеральд, первый отель в списке
гостиниц Петербурга. В этом отеле чаще всего останавливаются заезжие звезды
и знаменитости. |